Главная / Документы / Армия / Статьи |
[предыдущая] [следующая]
Несколько замечаний по откосам
Семейное положение
Несколько
существенных изменений в Законе "О
воинской обязанности и военной службе"
касаются отсрочек от призыва на военную
службу в связи с семейным положением.
Прежде всего это касается пункта 1 б) статьи
24. Приводим этот пункт полностью, выделив
содержательные изменения.
1. Отсрочка от призыва на военную службу
предоставляется гражданам:
б) занятым постоянным уходом за отцом,
матерью, женой, родным братом, родной
сестрой, дедушкой, бабушкой или
усыновителем, если отсутствуют другие лица,
обязанные по закону содержать указанных
граждан, а также при условии, что последние
не находятся на полном государственном
обеспечении и нуждаются по состоянию
здоровья в соответствии с заключением
органа государственной службы медико-социальной
экспертизы по месту жительства граждан,
призываемых на военную службу, в постоянном
постороннем уходе (помощи, надзоре) или
являются инвалидами первой или второй
группы, достигли пенсионного возраста по
старости или не достигли возраста 18 лет.
Мы видим, что более четко
определен перечень родственников,
необходимость ухода за которыми дает право
на отсрочку. Отметим, что в связи с
применением этого пункта необходимо иметь
четкое представление и о круге лиц,
обязанных по закону содержать членов семьи.
При обращениях граждан за консультациями
можно услышать, например, такой вопрос. Сын -
единственный кормилец родителей -
инвалидов. Если он женится, теряет ли он
право на отсрочку (то есть, обязана ли
невестка заботиться о родителях мужа)?
Ответ, разумеется, "нет". Невозможно
рассмотреть весь спектр подобных жизненных
ситуаций, поэтому необходимо внимательно
изучить Раздел 5 Семейного Кодекса (особенно
- статьи 87, 89, 93, 95, 96, 97), определяющие
обязанности членов семьи друг перед другом.
Иногда возникает вопрос - при каких
обстоятельствах можно считать, что другие
лица, "обязанные по закону содержать
указанных граждан", отсутствуют. Такими
обстоятельствами являются - постоянное
место жительства за пределами РФ,
длительная (более года) командировка,
пребывание в местах лишения свободы. Если
гражданин отсутствует безвестно,
необходимо оформить этот факт
документально, подав заявление о розыске.
Внесение в текст слов "по
старости", уточняющих понятие "пенсионный
возраст" - упрочивает позиции тех, кто
отстаивает права призывников и их
родителей, нуждающихся в уходе, в тех
случаях, когда пенсия по старости назначена
до достижения мужчинами 60, женщинами -55 лет.
По этому вопросу в ответ на письмо Союза КСМ
России 14 января 1999 г. получены разъяснения
Министерства труда и социального развития
РФ, согласно которому "в соответствии со
ст. 3 Закона РФ "О государственных пенсиях
РФ", в которой указаны виды пенсий, пенсии
в связи с особыми условиями труда (см. ст. 12)
относятся к пенсиям по старости".
Очевидно, это справедливо и для других
статей Раздела 2 упомянутого закона.
Важно отметить, что закон
предусматривает право на получение
отсрочки для ухода за членами семьи не
только в связи с инвалидностью и
достижением пенсионного возраста, но и "в
соответствии с заключением органа
государственной службы медико-социальной
экспертизы". Бюро медико-социальной
экспертизы имеются в управлениях
социальной защиты при местных
администрациях разных уровней. Издано
Временное положение о медико-социальной
экспертизе. Указанное нововведение можно
истолковать так, что отсрочки на основании
таких экспертных заключений могли бы
предоставляться, например, в случае болезни
нескольких родственников, тяжелого
материального состояния семьи,
беременности жены и т.п. К сожалению, этого
пока не происходит. Граждане и общественные
организации могли бы попытаться ввести в
практику осуществление предоставляемых
законом возможностей. Но и сейчас в
указанных случаях можно обращаться в
призывную комиссию с письменной просьбой
отложить принятие решения о призыве. При
этом можно ссылаться на то, что призывной
возраст - с 18 до 27 лет, и не существует
никаких законодательных норм, требующих
призывать в армию ровно в 18 лет. В таких
случаях положительному решению может
способствовать предоставление документов (справка
о тяжелом протекании беременности, о
направлении родителей на ВТЭК и т. п.).
Отметим, что согласно п. 1 е) ст. 24
право на отсрочку теперь имеют граждане,
мать (отец) которых кроме них имеет ребенка -
инвалида с детства и воспитывает его без
мужа (жены);
Изменилась и статья,
регламентирующая освобождение от призыва.
Пункт 1 е) ст. 23 выглядит так: "От призыва
на военную службу освобождаются граждане...
в случае гибели (смерти) отца, матери,
родного брата, родной сестры в связи с
исполнением ими обязанностей военной
службы". (Прежний вариант: "Право на
освобождение от призыва на военную службу
имеет гражданин, родной брат которого погиб
или умер во время прохождения военной
службы по призыву.") Круг лиц,
освобождаемых от службы по призыву в связи
с гибелью близких родственников,
расширился, но есть и негативные
последствия - введение формулировки "в
связи с исполнением ими обязанностей
военной службы". В старом тексте важен
был сам факт гибели призывника в армии,
новый - вводит зависимость от официальной
формулировки причины гибели солдата. (О
важности этой формулировки см. материалы
Фонда "Право Матери", стр.7)
Образование и место работы
Освобождены
от призыва кандидаты и доктора наук (ст. 23 п.
1.д).
Положения об отсрочках для
учащихся сформулированы более подробно в п.
2 а) ст. 24. Этот пункт, состоящий из трех
абзацев, имеет довольно сложную структуру,
в нем можно отметить некоторую
неоднозначность. Перечислено много
различных факторов, возможные сочетания
которых в реальных ситуациях трудно
предсказать - каждая из них требует
индивидуального анализа. Такой анализ
может привести к толкованиям, которые не
сразу очевидны. Например, тексту закона не
противоречит вывод о том, что гражданин
имеет право на отсрочку при получении
второго высшего образования (если он
поступил в первый ВУЗ по окончании
общеобразовательного, а не
профессионального среднего учебного
заведения).
Пунктом 2 б) статьи 24 в Законе "О
воинской обязанности и военной службе"
закрепляется право на отсрочку для граждан,
получающих послевузовское образование,
которое и ранее можно было реализовать,
опираясь на другие законы.
Для пунктов 2 а) и б) наиболее
спорным остается вопрос об отсрочках для
граждан, обучающихся в негосударственных
образовательных учебных заведениях.
Требований государственной аккредитации,
присутствующих в Законе "О воинской
обязанности и военной службе", не
содержится в статье 50 п. 21 Закона "Об
образовании" и в статье 16 п. 3 Закона "О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании". Однако в пункте 8 статьи 19 (Докторанты,
аспиранты и соискатели) такое требование
есть. Оно может рассматриваться как
нарушение нормы Конституции (ст. 8, п. 2). "В
Российской Федерации признаются и
защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности".
Можно отметить, что некоторые
права на отсрочки (в связи с местом работы),
ранее регламентировавшиеся указами
Президента, закреплены в пунктах 1 ж) и з)
статьи 24. Необходимо обратить внимание на
то, что, согласно пункту ж), отсрочки
предоставляются только при поступлении на
работу "непосредственно по окончании
образовательных учреждений высшего
профессионального образования".
Состояние здоровья
В Законе "О
воинской обязанности и военной службе"
существенных изменений, связанных с
освобождением от призыва и отсрочками по
состоянию здоровья, не произошло. Ныне
действует Положение о Военно- врачебной
экспертизе, утвержденное Постановлением
Правительства РФ 20 апреля 95 г. N 390. Изменения
Расписания болезней, принятые
Постановлением Правительства РФ от 22
октября 1998 года N 1232, опубликованы в
Собрании законодательства РФ N 44 1998 года.
Ужесточены требования к состоянию здоровья
в связи с психическими расстройствами и
болезнями нервной системы. С другой стороны,
при дефиците массы тела заключение о
временной негодности выносится на срок 6
месяцев (а не 12, как раньше). Организациям,
оказывающим помощь призывникам, необходимо
иметь тексты всех изменений.
Мы приводим некоторые
практические рекомендации для тех, кто
добивается правильного определения
категории годности по состоянию здоровья.
Готовиться к этому следует
заранее, иметь набор медицинских
документов обо всех заболеваниях, начиная с
трудных родов, родовой травмы. Надо всегда
обращаться к врачу при травмах и обострении
хронических болезней, чтобы сведения о
жалобах и проведенном лечении были
зафиксированы в медицинской карте.
Медицинская карта мальчика должна быть
прошита по краю, все ее страницы
пронумерованы. Если есть возможность,
полезно сделать ксерокопию всей карты или
хотя бы записей, подтверждающих серьезные
заболевания. Медицинская карта во время
постановки на воинский учет и призыва
поступает из лечебных учреждений в
военкомат и в течение 10 дней должна быть
возвращена в поликлинику по месту
жительства. Нередко карта возвращается с
вырванными листами. Известны случаи, когда
за взятки эти листы вшивают в личные дела
других призывников.
Во время постановки на воинский
учет дается лишь предварительная оценка
категории годности, окончательное решение
выносится на момент проведения призывной
комиссии. Тем не менее, полезно перед
постановкой на учет пройти самостоятельное
обследование и копии медицинских
документов предоставить в военкомат.
Результатом постановки на
воинский учет должна быть выдача
Удостоверения гражданина, подлежащего
призыву на военную службу (приписного
свидетельства). Не надо позволять
работникам военкомата "забыть" выдать
его призывнику. Этот документ должен
находиться на руках у гражданина и
предъявляться патрулям.
Если в медицинской карте
призывника зафиксированы серьезные
заболевания, в период призыва медицинская
комиссия обязана направить его на
обследование. Нередко это делают и при
постановке на учет. Акт обследования,
выданный по направлению военкомата, должен
быть передан в военкомат. Надо или снять его
копию, или получить выписной эпикриз.
Призывник имеет право потребовать
направление на обследование в удобное для
него время, например, во время каникул.
Направление будет выдано в то медицинское
учреждение, которое Управлением
здравоохранения данного региона
закреплено за военкоматом. Далеко не всегда
можно рассчитывать на то, что диагноз,
поставленный в этом учреждении, будет
объективным.
Именно поэтому за 2-3 месяца до
призыва следует снова провести
самостоятельное обследование. В каждом
субъекте Федерации должны быть медицинские
учреждения, которые определены как
экспертные. Но можно пройти обследование и
в районной поликлинике, в диагностическом
центре, в платном учреждении, имеющем
лицензию на медицинскую деятельность. Если
диагноз будет поставлен в "головном"
институте по данному заболеванию - это
будет очень весомым аргументом, в том числе
в суде.
В поликлиниках часто отказывают
в выдаче направления на обследование,
требуют разрешение военкомата. Это -
грубейшее нарушение прав гражданина. В этом
случае можно ссылаться на Статью 41
Конституции РФ, на "Основы
законодательства РФ об охране здоровья
граждан", ст. 30, а если отказывают в выдаче
выписки из медицинской карты - на статью. 31
"Основ...". Полезно дать понять о своей
осведомленности относительно инстанций,
уполномоченных дать соответствующие
распоряжения. В Департаментах
здравоохранения при администрациях
разного уровня имеются приемные, туда можно
обращаться с жалобами и получать
направления на обследование. При
необходимости можно обращаться и в
Министерство здравоохранения. Врач,
заместитель главного врача или начальник
отделения, убедившись, что гражданин
осведомлен о своих правах, скорее всего не
будут настаивать на противозаконных
решениях.
Копии полученных при
обследовании документов необходимо
предоставить в военкомат с заявлением о том,
чтобы приобщить их к личному делу
призывника и учесть их при определении
категории годности к военной службе. Если
предъявить подлинники, военком может сам
заверить копии. Полезно приложить к
документам ксерокопию соответствующих
статей Расписания болезней.
Если заявление и документы
отказываются принимать, их можно выслать по
почте заказным письмом с уведомлением о
вручении (квитанцию и уведомление
необходимо сохранить), или направить жалобу
в вышестоящие инстанции, ведь военкоматы
обязаны принимать всю информацию о
призывниках.
Результаты самостоятельного
обследования - важный аргумент в том случае,
когда призывник не согласен с решением
призывной комиссии. В суде вы можете
требовать назначения независимой
экспертизы. (См. ст. 25 и 53 "Основы
законодательства РФ об охране здоровья
граждан"). К сожалению, Положение о
независимой экспертизе до сих пор не
разработано Минздравом. Тем не менее, вы
можете требовать экспертизы в медицинском
учреждении, уровень которого не ниже тех,
где вы проходили обследование.
По закону в медицинскую комиссию
должно входить не менее семи врачей.
Нарушение этого правила может служить
основанием для того, чтобы опротестовать
решение призывной комиссии в суде.
Недавно Главная военная
прокуратура заявила о своих намерениях
бороться с незаконным призывом больных
юношей, наносящим ущерб государству (см.
Справку ГВП на стр.6, а также "За мирную
Россию" ° 1 (19), январь 1999). Упоминание об
этих намерениях может помочь в защите прав
призывников.
Механизмы обжалования действий и решений государственных органов
Прежде
всего гражданину необходимо четкое
понимание своих прав. Надеяться получить
правильное представление о них от
работников военкомата не следует. Они часто
руководствуются внутриведомственными
директивами, законность которых
сомнительна. Гражданин не обязан им
следовать - он должен подчиняться лишь
закону.
Незаконные действия можно
обжаловать как в административном, так и в
судебном порядке. О грубости или
запугивании в райвоенкомате следует
сообщать в вышестоящий военкомат,
предварительно постаравшись выяснить
фамилию и должность сотрудника, с которым
пришлось общаться. Также надо действовать
при отказе райвоенкомата приобщить
документы к личному делу. Особенно грубые
нарушения, например, незаконное изъятие
паспорта - можно обжаловать в прокуратуру.
Решения призывной комиссии можно
обжаловать в вышестоящую призывную
комиссию или в суд. Очень веское основание
для обжалования решения призывной комиссии
- процедурные нарушения, когда она заседает
в неполном составе или на ней присутствуют
не те лица, которые в соответствии со ст. 26
Закона "О воинской обязанности и военной
службе" включены в нее решением главы
органа местного самоуправления.
В новой редакции Закона "О
воинской обязанности и военной службе" (ст.
28п. 7 и ст. 29 п. 4) не устанавливается, как
раньше, 10-дневный срок обжалования решений
призывной комиссии, а содержится ссылка на
законодательство РФ. То есть, согласно ст. 5
Закона РФ "Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан", срок обжалования - 1 месяц со дня
получения гражданином копии решения. (Полезно
ознакомиться со всеми статьями этого
закона). Решения судов можно обжаловать в
высшие судебные инстанции (с недавнего
времени - вплоть до Европейского Суда по
правам человека).
Очевидно, что все перечисленные
действия связаны со значительными
трудностями, которые, однако, не сравнимы с
теми лишениями и опасностями, которые ждут
юношу, особенно со слабым здоровьем, в армии.
Надо также отметить, что многие положения
законодательства противоречивы или
неоднозначны. Гражданину следует
определить ту трактовку закона, которая в
наибольшей степени соответствует его
интересам, и предоставить суду разрешать
законодательные коллизии. Вероятно, что
граждане и общественные организации еще не
научились использовать все возможности,
заложенные в законодательстве.
Информация взята с сайта www.otkos.narod.ru
[предыдущая] [следующая]
Главная / Документы / Армия / Статьи |
Webmaster |
Copyright © 2001 Ильнур |