Главная / Документы / Web-дизайнер / Статьи |
[предыдущая] [следующая]
Любой человек, хоть раз побывавший в Интернете знает что такое баннеры. Большинство тех, у кого нет собственных сайтов их не любит, хотя и затрудняется внятно объяснить почему. Доводы, что, мол, Интернет стоит денег, а баннеры страшно все тормозят разбиваются очень простым вопросом: согласитесь ли вы платить автору сайта даже чисто символическую сумму, если он сделает версию без баннеров? Еще ни разу я не слышал положительного ответа...
Но это так, лирическое отступление... А вот вопрос о том, почему баннеры остаются столь популярными. В Интернете все услуги и информация бесплатны (за очень редким исключением вроде платной подписки на новостные ленты или чего-то подобного). А вот создание этих самых услуг требует изрядных вложений сил, времени, да и денег тоже. И, вполне понятно, что авторы были бы не прочь что-нибудь получить за свою работу. Вариант собрать по чуть-чуть денег с посетителей очень заманчив (скажем, если бы посетители моего сайта платили мне по одному доллару в год, то я бы очень неплохо себя чувствовал и убрал нафиг всю рекламу), но, увы, трудноосуществим. Поэтому остается единственный вариант - продавать место под рекламу.
Дальше начинает работать рынок: чтобы реклама продавалась дороже, надо чтобы на сайт заходило больше народу, что требует улучшения качества сайта и, соответственно, бОльших вложений. Но, чтобы привлекать новых посетителей сайт надо рекламировать, т.е. покупать рекламу на других сайтах. И тут, естественным образом, появляется идея обменной баннерной сети - т.е. некой глобальной рекламной площадки. Все, вроде, хорошо.
Но тут всплывает одно "но". Сайты показывают баннеры друг друга, повышают свою посещаемость и не тратят при этом денег. Высокая посещаемость поднимает стоимость рекламы на сайте и все довольны. Но... Что получает баннерная сеть? Ответ напрашивается сам собой - она берет себе какой-то процент с показов участников. Но рекламировать-то ей нечего! Конечно, возможно, у владельцев баннерной сети есть и другие проекты, которые могут рекламироваться полученными баннерами, но мы рассматриваем, так сказать, идеальный вариант. Выход опять таки понятен - всегда найдутся фирмы, которые не собираются зарабатывать на сайте, а хотят использовать его как "визитную карточку" и готовы сами платить за привлечение посетителей. Соответственно, баннерная сеть может обменять набегающие показы на деньги.
Получается довольно стройная картина. Сайты рекламируют друг друга и зарабатывают на повышении посещаемости, а баннерная сеть продает излишек показов и тоже получает деньги за свою работу. Но жизнь, как обычно, вносит свои коррективы. Чем сильнее "раскручивается" сайт, тем менее интересным для него становится обмен баннерами, т.к. увеличивается число людей, которые и так его знают и которым реклама этого сайта не требуется - он уже занесен в букмарки. Соответственно, субъективная ценность обменных баннеров для владельца этого сайта падает, и у него появляется желание свои "заработанные" баннеры кому-то продать.
Дальше, в полном соответствии с рыночными законами, стоимость баннеров начинает стремительно падать, так как увеличивается число продавцов. А это уже начинает тревожить баннерную сеть - если показы продает только она, то у нее есть возможность диктовать цены; падение же цен на показы означает потерю прибыли. Борясь с этим и пользуясь своим "привелигированным" положением баннерные сети начинают менять "ценность" баннеров - например, купленные у сети баннеры имеют более высокий приоритет, не имеют ограничений (кроме возможностей сети) на число показов в единицу времени и т.д. Происходит разделение рынка на "первичный" и "вторичный", т.е. баннеры, купленные у баннерной сети и купленные у сайтов-участников, фактически, становятся разным товаром, продаваемым, естественно, по разной цене. Причем, если на "вторичном" рынке действуют рыночные законы, устанавливающие цены в зависимости от спроса и предложения, то первичный рынок регулируется исключительно самой баннерной сетью.
Первичный рынок ощущает сильное давление вторичного - цены различаются в несколько раз (а то и на порядок) и для многих покупателей именно вторичный рынок оказывается более предпочтительным. А это уже прямая угроза благосостоянию сети. Дальше начинаются забавные вещи.
У сети не так много вариантов действий. С одной стороны, сеть может сохранять видимость "рыночной экономики", поигрывая при этом мускулами - например, увеличить комиссионный процент, или увеличив разрыв между "коммерческим" и "обменным" баннером, скажем, ужесточив количественные ограничения показов. Вторичный рынок при этом остается, но либо на нем упадут цены, либо бОльшее число покупателей перетечет на первичный, либо (скорее всего) и то и другое. С другой стороны, сеть может попытаться вторичный рынок "убить" - запрещая переводы показов между участниками и вводя цензуру на соответствие баннеров и тематики сайта. При этом она рискует остаться без крупных участников, которые либо перейдут к конкурентам, либо организуют свою собственную сеть (что маловероятно, но возможно). Возможны и промежуточные варианты, скажем, сеть может пойти по второму варианту, договорившись при этом с "крупными участниками" о предоставлении им различных поблажек и привилегий. Или гарантировать участникам выкуп накопленных показов по текущим ценам, что, в общем-то, вполне будет соответствовать правилам рынка.
До последнего времени все эти рассуждения так рассуждениями и оставались. Денег за рекламу все-равно никто (или почти никто) не платил, баннеры просто накапливались на счетах или "выкидывались" в сеть без какого-либо расчета на прибыль. Но пару месяцев назад ситуация поменялась. Страна более или менее оправилась от кризиса, опять-таки грядущие выборы прибавили ажиотажа и в Интернете начали появляться деньги. Вторичный рынок ожил (не знаю, как первичный).
[предыдущая] [следующая]
Главная / Документы / Web-дизайнер / Статьи |
Webmaster |
Copyright © 2001 Ильнур |